katja_mal (katja_mal) wrote in uspevai_s_detmi,
katja_mal
katja_mal
uspevai_s_detmi

Category:

Тренинг "Детская любознательность. Как развить познавательную активность ребенка". День 4.

День 4. Чем нам поможет понимание закона ЗеБРы

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вчера мы говорили об ошибках, которые приводят к подавлению познавательной активности малышей.
Сегодня в центре нашего внимания – позиция активного родителя-созидателя.

Итак, Чем же нам поможет понимание закона ЗеБРы?

Как вы уже догадались с африканским парнокопытным у нашей ЗеБРы нет ничего общего. [Spoiler (click to open)]Это просто удобное сокращение названия одного из законов психологии. Полностью звучит так: «зона ближайшего развития» ребенка.

Представьте, вы купили шахматы. Купили, положили на стол – развивайтесь, малыши! Что сделают ваши дети-дошкольники?
В силу своего природного любопытства, конечно же, подойдут. Интересная такая коробочка, вся в белые и черные квадратики. Потрогают ее, подержат в руках, найдут, как ее открыть. Лежат там красивые такие фигурки... Начнут играть… В зависимости от возраста и личной фантазии детей, это могут быть самые разные игры, от простого разбрасывания по всей квартире до сюжетов, в которых будут присутствовать лошади (самые узнаваемые фигуры)…
Теоретически, конечно, может оказаться, что ваши дошкольники - гении, который, ничего не зная о шахматах, во время своих игр с фигурками и полем придумают нечто, подобное классической игре…
В остальных случаях, чтобы научить детей играть в шахматы, вам придется разбирать правила и делать упражнения вместе с ними. Не просто объяснять, а последовательно проходить все шаги изучения, играть вместе с ними. Постепенно передавая им инициативу для самостоятельной игры.


Зоной ближайшего развития ребенка является то, что ребенок может делать пока что вместе с родителем. Приведу слова из замечательной книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»:

«… завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. И именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. … Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее».

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, вы должны какое-то время читать вместе с ним. Если вы хотите, чтобы он рассуждал и искал ответы на возникающие во время домашних экспериментов вопросы – рассуждайте вместе с ним. Если вы хотите, чтобы ребенок активно познавал этот мир – познавайте вместе с ним. То, что ребенок сначала делал только с вами, постепенно он охотно начнет делать сам.

зона ближайшего развития 1

Задание.

1. Определите, на каком этапе находится ваш малыш (можно «подсмотреть» в перечень возрастных особенностей развития, который я размещала в 1-й день тренинга). Составьте список того, что он уже делает сам.
2. Поразмышляйте, какова зона ближайшего развития вашего ребенка (помните, что мы говорим о развитии познавательной активности). Что еще он мог бы уже освоить? Начинайте делать это вместе с ребенком.

------------------------------------------------------------------

В завершение материала четвертого дня тренинга предлагаю идеи для игр и опытов, в которых мы будем изучать возможности наших органов чувств.

* На лице нам нужен нос.
Для чего? Простой вопрос:
Чтобы знать в постели прямо,
Что на завтрак варит мама.
Предложите ребенку, не заходя на кухню определить по запаху, что вы готовите.

* В течение нескольких дней исследуйте запахи различных продуктов питания. Пусть потом ребенок закроет глаза, а вы поочередно давайте нюхать овощи, фрукты, молочные продукты, крупы или готовые каши. Предложите ребенку догадаться по запаху, что вы держите в руках.

* То же самое – только теперь пробуйте и сравнивайте разные вкусы. А потом предложите ребенку с закрытыми глазами определить по вкусу, что вы ему дали.

* Предложите ребенку походить по комнате с закрытыми глазами. Не открывая глаз, найти какую-нибудь вещь и принести вам. Обратите его внимание на то, насколько сложнее так все делать, как важно сохранять хорошее зрение.

* Предложите ребенку встать посередине комнаты и, держа перед лицом зеркало, поворачивать голову поочередно в сторону окна или источника света (на свет смотреть не надо!) и в сторону затемненной части комнаты. Обратите его внимание на то, как изменяются зрачки, в зависимости от освещения.

* Ребенок закрывает глаза, поверните его несколько раз, чтобы «запутать». Затем, перемещаясь по комнате, говорите какое-нибудь слово. Ребенок должен, стоя на месте, по вашему голосу определить, в какой стороне вы находитесь. И – повернуться к вам лицом.

* Дайте ребенку потрогать разные предметы (мягкие, твердые, влажные, сухие, деревянные, стеклянные, пластмассовые, резиновые и т.п.) Затем он закрывает глаза, а вы вкладываете в его руку предмет. Предложите малышу отгадать, что он держит.

* Устройте «тактильную ванну»: в детскую ванночку набросайте мягких игрушек или мячиков-шариков и т.п. Пусть ребенок «покупается».

* Дотрагивайтесь разными вещами до ладони, ступни и спины ребенка. Предложите ему определять, чем вы дотронулись. Начните с двух противоположностей. Например, вата и кубик (мягкая и твердый).

Хорошего вам дня!!!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments