katja_mal (katja_mal) wrote in uspevai_s_detmi,
katja_mal
katja_mal
uspevai_s_detmi

Category:

Тренинг "Детская любознательность. Как развить познавательную активность ребенка". День 3.

День 3. Любопытные Варвары, или Как не убить почемучку.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы уже обсуждали, что в малышах от природы заложено огромное стремление познавать мир во всех его проявлениях. Кажется само собой разумеющимся, что эта неуемная тяга к знанию должна постепенно перерасти в стойкое качество характера.
Но… Почему-то вдруг оказывается, что наш любопытный почемучка все чаще начинает испытывать скуку, а творчеству и активным играм предпочитает пассивное созерцание мультиков. Продолжение - в школьной проблеме под названием «нежелание учиться»…

Помимо собственного примера родителей, о котором мы говорили вчера, есть еще два аспекта, на которые важно обратить внимание. Им мы и посвятим ближайшие два дня.

Сегодня приглашаю поразмышлять на тему «Что вредит развитию познавательной активности детей или [Spoiler (click to open)]Как не подавить “внутреннего почемучку” своего ребенка»:


1. Постоянные одергивания. Это взрослым кажется, что малыш из вредности залез в лужу в нарядных туфлях или стучит пластмассовой машинкой по стеклу. На самом деле, это его способ познания мира. Важно увидеть за такими шалостями проявление той самой исследовательской активности, подавив которую сейчас, потом придется ее «развивать» и «формировать».

2. Безразличие к вопросам, а также к находкам и открытиям ребенка. Не получая никакого эмоционального отклика от значимых для него взрослых, любопытный «почемучка» постепенно утверждается в том, что его внутренний мир неважен, неинтересен.

3. Иногда же родители, наоборот, слишком усердно все объясняют. Без внимания не остается ни один вопрос, информация разжевывается до мельчайших «кусочков».
Ребенку не дается никаких шансов упражнять свою поисковую активность – все преподнесено как можно быстрее и в готовом виде.

4. Для иллюстрации очередной ошибки, приведу стихотворение С.Маршака:

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом "Почему?".


Одна из проблем наших школ – «отвечать на вопросы, которых не задавали». И сейчас все чаще встречается такая ошибка у мам, слишком обеспокоенных ранним развитием малышей. Сюда же можно отнести родителей, которые спешат пораньше подготовить ребенка к школе. Например, насильно заставляют читать четырехлетку, и ругают, если он отказывается.
Пока не возник интерес, «вкладывать» знания не только бесполезно, но и вредно.

5. Лишение ребенка возможности выбрать свою сферу интересов. Малышу нравится стучать палочкой по качелям и скамейке – он постигает мир звуков, а мама настойчиво зовет его в песочницу. Или девочке-дошкольнице нравятся книги про динозавров, а родители считают, что это «мальчуковая» тема, и отказываются их покупать.
Часто взрослые считают занятия интересные ребенку «пустыми» или скучными. И пытаются навязать свои пристрастия и предпочтения. То, что привлекает внимание ребенка, может сильно отличаться от того, что интересно родителям.

6. Ускорение темпа жизни в современном обществе приводит к тому, что у ребенка просто не остается времени на спокойное, созерцательное исследование мира. Ребенок вынужден жить в постоянной спешке. Утром – бегом, потому что мама или папа опаздывает на работу. В садике весь день расписан в соответствии с «планами», «программами» и «рекомендациями». Вечером – кружок, логопед и т.п.
Важно, чтобы ребенок в течение дня имел «личное время», когда он может заниматься только тем, что интересно ему.


7. Отсутствие новых впечатлений. Когда одни и те же события и маршруты повторяются каждый день. Например, прогулка всегда проходит по одной и той же схеме: дом – ближайшая площадка с песочницей и качелями – магазин – дом.
Для развития познавательной активности ребенку просто необходимы новые впечатления.


8. «Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор» (с). Даже смотря познавательную и развивающую программу, ребенок остается пассивным участником, получающим готовые ответы в виде мелькающих картинок. Это подавляет желание прилагать усилия и справляться с трудностями самостоятельного поиска.

----------------------------------------------------------------------------------------

Задание.
А сейчас я хочу попросить еще раз перечитать первый пункт этого списка (о постоянных одергиваниях).

Задание следующее:
1) В течение дня, почувствовав недовольство какими-то действиями ребенка («шалости», «вредности» и «баловство»), попробуйте найти «спрятанный» в них познавательный интерес.
2) Продумайте, что и как вы можете сделать или сказать, чтобы перенаправить внимание ребенка, при этом помочь удовлетворить возникший интерес приемлемым способом.

Как не заглушить познавательную активность

В примерах, описанных мной (см. п.1), можно было:
Заранее дать возможность ребенку находится по лужам в резиновых сапогах; от имени туфелек пожаловаться, как им плохо, когда они попадают в воду и поиграть в игру «обойди лужу».
В случае с машинкой нужно было обязательно обозначить, что по окну стучать машинкой нельзя – она твердая, может разбить стекло. Это опасно. И – дать альтернативу: машинкой можно постучать по дивану. А по стеклу – … (чем вы разрешаете, например, помпончиком от шапки). С ребенком трех лет и старше важно обсудить еще несколько вариантов: А кубиком можно по стеклу постучать? А по чем можно кубиком постучать? и т.д.


-----------------------------------------------------------------------------------------

Для занятий с детьми предлагаю несколько игр и опытов на тему "Путешествие в мир звуков". Описание вы можете скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/kQVPfgxaM5ZeX

Жду ваших фото и рассказов о том, как вы занимались.

Интересного вам дня!!!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments