?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 January 2011 @ 12:59 pm
По дороге с облаками :)  
Ещё до замужества я читала о всевозможных методиках раннего развития и мечтала о том, как буду заниматься со своими будущими детьми.
Но, если после рождения первого сына я ещё активно занималась этим, то когда детей стало двое, плюс я вышла на работу, то, как часто это бывает, работа, учеба и домашние хлопоты практически не оставили на обучалки-развивалки никакого свободного времени :(

Подумав, я вспомнила про ежедневно теряемое мной время – полчаса дороги до детского сада и обратно. Вот этот вот промежуток времени и я постаралась проводить с максимальной пользой :)
Так потихоньку у меня появилась подборка идей, которые я позже использовала со всеми своими детками. 
На откровение не претендую :), но надеюсь, мой опыт пригодится кому-нибудь из молодых мамочек.

Итак, чем же можно заниматься по дороге в детский сад?


1. Изучаем формы, цвета и размеры.
Возможно вы никогда не замечали, сколько всевозможных форм для изучения находится вокруг. Обратите внимание ребенка на прямоугольное окно, круглый или ромбовидный дорожный знак, квадратный домик. Покажите ему полукруглую арку между домами или треугольное окошко в машине. Опустите глаза вниз и посмотрите на разнообразие форм и цветов тротуарной плитки у вас под ногами. Замечательно, если в вашем районе есть старые дома или, наоборот, дома «новых украинцев (русских :))». Это целый Клондайк для изучения форм и цветов. Там зачастую можно встретить окошки в виде треугольника, восьмиугольника, ромба, овала. Не поленитесь остановиться возле какой-нибудь резной решетки или заборчика и рассмотреть их повнимательнее, там тоже можно найти множество интересных форм, например спираль или восьмерку. Изучая размеры, покажите ребенку, как возле высокого девятиэтажного дома мамы спрятался ее низенький малыш – частный домик.
2. Развиваем координацию движений.
Вы думаете, что желание ребенка идти по бордюру, а не по дороге, это простое баловство? Нет, это отличная тренировка для всего детского организма. Кроме того, можно идти по дороге задом наперед (под четким маминым руководством), прыгать на одной или двух ногах. Отлично, если по дороге встречаются места, выложенные тротуарной плиткой. Тогда можно прыгать только по плиткам одного цвета или размера или идти, не наступая на линии. Будет вдвойне интересней, если мама поиграет вместе с малышом. А осенью можно поиграть в самую замечательную игру – каштановый футбол (советую положить в карман 4-5 каштанчиков, чтобы потом не искать укатившийся в кусты или на проезжую часть «мячик»).
3. Учимся считать.
Самые маленькие могут считать птичек на ветке и подъезды в доме. Ребенок постарше может уже сосчитать, сколько шагов от одного до другого дерева или сколько красных машин проехало мимо, пока он с мамой ждал на пешеходном переходе зеленый свет. Обращая внимание ребенка на номера домов, можно выучить не только устный счет, но и цифры. С помощью номеров домов легко можно выучить понятия четных и нечетных чисел. Если объяснить детям принцип нумерации домов, то они уже могут предсказать, что за домами с номерами 68 и 70 будут дома с номерами 72, 74, 76 и т.д.
4. Изучаем природу.
Не спешите пробегать мимо клумбы с первыми весенними ростками. Остановитесь возле ветки с набухающими почками. Покажите все это своему ребенку, научите его любить и беречь природу. Обратите внимание ребенка на то, что клумба, усеянная по утрам ярко-желтыми одуванчиками, вечером почему-то абсолютно зеленая, без единого желтого пятнышка. Чтобы быть ближе к природе, совсем не обязательно ехать за город. Мы, например, с детьми однажды увидели росток ириса, пробивающийся прямо посреди асфальтированной улицы и почти каждый день наблюдали за ним, как он растет, как ломает окружающий асфальт. Мне кажется, что дети многое для себя вынесли из этих наблюдений.
5. Фантазируем.
Увидев за окном лужи после вчерашнего дождя, не огорчайтесь. Значит, наступил день Фантазии. В такие дни мы с детьми выходили раньше обычного времени и, останавливаясь у каждой лужи, обсуждали, на что она похожа. Хоть дорога до детского садика в таком случае занимает чуть больше времени, но зато ребенок уж точно будет смотреть под ноги и не пропустит ни одной лужи (и не промочит ноги, а нам ведь это и нужно :)).
6. Приобщаемся к литературе.
Этот способ подходит для тех мам, кто не жалуется на свою память. Можно заучить сотню стишков или сказок на все случаи жизни и декламировать их по дороге. (Я, например, вытянула из Интернета сборник детских стихов и песенок, распечатала его в виде маленькой брошюры и учила в свободное время на остановках и в очередях.) Малыши могут просто слушать или же придумывать свое продолжение сказки. С детками постарше можно подбирать рифмы к словам и помогать им сочинять свои первые корявые стишки.

Проанализировав, где ещё теряется драгоценное время, я нашла такие моменты, как очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе... Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) хорошо подходят всевозможные словесные игры:

1. Широко известная игра в слова. Мама называет слово, малыш - слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море - ехидна - акула - айсберг.
Мамина задача - не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х...). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или только то, что есть в Африке.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос - сад (абрикос растёт в саду) - дерево (в саду растут деревья) - орех (растёт на дереве) - халва (её часто делают с орехами)....

2. Съедобное-несъедобное.
Общеизвестный вариант:
торт - съедобное, машина - несъедобное, хлеб - съедобный и т.д.
Вариации:
доска - несъедобная для человека, но съедобная для термитов
яблочко - съедобное для человека, но несъедобное для волка
бензин - несъедобный для человека, но съедобный для машины и т.п.

3. Говорим слова только на какую-то одну букву.
Лампочка - лисичка - лимон - лыжи - ласточка

4. Я вижу...
Загадываем какой-то предмет из тех, что находятся в поле зрения.
- Я вижу что-то с крышей
- Дом
- Я вижу что-то высокое
- Дерево
- Я вижу что-то красное
- Куртка у стоящей рядом тёти.

5. Найди лишнее.
Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.
Собака - кошка - яблоко - медведь. Лишнее - яблоко.
Дом - шалаш - тетрадь - квартира. Лишняя - тетрадь.
Мама - бабушка - тетя - папа. Лишний - папа.
С детьми постарше можно строить более сложные цепочки:
Антон - Аня - Катя - Андрей. Лишняя - Катя, потому что начинается с буквы К.
Оса - дом - рот - книжка. Лишняя - книжка, потому что в этом слове 6 букв, а не 3.

6. Загадки.
Мама и ребёнок по очереди придумывают загадки, другой должен их отгадать. Можно давать подсказки. Вы наверняка будете удивлены, увидев, до какой степени может тут проявиться фантазия ребёнка.

 
 
( 18 comments — Leave a comment )
Щеглова Галина Александровнаmissgal on January 14th, 2011 03:08 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно! Моя дочь еще любит смешную игру Бывает-Не бывает. Ведущий говорит утверждения, а другой решает бывает такое или нет. Несколько правильных, а потом что-то типа: кошка сидит в кружке, коровы летят по небу и т.п. тут главное фантазию включать.
silk_valleysilk_valley on January 14th, 2011 03:10 pm (UTC)
Ага, "Верю - Не верю" :) Хорошая игра.
innaellinnaell on January 16th, 2011 07:25 am (UTC)
О, интересная идея! Добавлю в копилку :)
silk_valleysilk_valley on January 14th, 2011 03:16 pm (UTC)
Хороший материал, здорово.
Я со своими девочками тоже играла по дороге и в автобусах. Еще можно называть слова по буквам. Т.е. "соль" - с-о-л-ь. Чтобы ребенок слышал непроизносимые и разные хитрые звуки в словах.

Можно читать вывески и названия магазинов (на первых этапах обучения чтению).

Можно играть в ассоциации - один говорит слово, допустим, соль, а второй говорит другое слово, которое у него ассоциируется со словом первого игрока, допустим, море (т.е. морская вода соленая). Можно с объяснениями, можно без, можно с условиями - допустим, без прилагательных и глаголов, только слова в именительном падеже единственном числе (в зависимости от уровня игроков). Или наоборот - только прилагательные - соленый - морской - мокрый - жидкий и т.д.
innaellinnaell on January 16th, 2011 08:05 am (UTC)
О, про прилагательные-существительные идея нравится! А то доця во втором классе, как раз тема актуальная :)
Лильслаlilsla on January 14th, 2011 03:43 pm (UTC)
а еще есть отличная игра "я знаю 5". надо назвать 5 имен девочек, 5 имен мальчиков, 5 овощей и т.д.
irsamirsam on January 14th, 2011 05:01 pm (UTC)
Отличная подборка! Если захотите расширить список игр - рекомендую книжку "Книга для начинающих мам" Жени Кац. У нее игры структурированы по местам, где в них можно играть: дома, в транспорте, на море, в лесу... И очень много пальчиковых и подвижных игр.
Иринаirina_maria on January 14th, 2011 05:02 pm (UTC)
спасибо большое, очень интересно.
еще мы играем в:
- "Угадай героя" - загадываем по очереди героя книги или мультика, например: "Это такой герой, который был сделан из дерева и у него был длинный нос." Можно усложнять за счет нетривиальные объяснений и загадывания второстепенных героев (например, не Буратино, а Пьеро или Черепаха Тортилла);
- "Угадай, что я делаю" - жестами показываем какое-то действие;
- "Угадай мелодию" - ну, понятно: напеваем и угадываем, что за песня ;).

Тоже играем в "рифмы", в "что лишнее" (очень люблю именно эту игру, стараюсь давать задания с несколькими решениями, например: клубника, помидор, малина, черника - лишним может быть помидор (потому что не ягода), а может - черника (потому что другого цвета) и т.п.), "съедобное-несъедобное" (пытаюсь "запутать" перечеслением разных несъедобных частей съедобного предмета: картошка, кожура картошки, цветок картошки; или называя несъедобное состоние: картошка сырая, картошка гнилая ;)).
innaellinnaell on January 17th, 2011 11:25 am (UTC)
Спасибо за идеи, добавлю в копилку :)
Иринаirina_maria on January 14th, 2011 05:05 pm (UTC)
вот здесь еще много вариантов словесных игр: http://m-stanislavna.livejournal.com/190222.html
pingback_botpingback_bot on January 14th, 2011 05:09 pm (UTC)
Словесные игры и игры "по дороге".
User irina_maria referenced to your post from Словесные игры и игры "по дороге". saying: [...] Любопытный пост на тему сабжа: http://community.livejournal.com/uspevai_s_detmi/34017.html [...]
Дмитрий Витер: Eyedmitrythewind on January 14th, 2011 07:40 pm (UTC)
Мне родители в свое время рассказали об одном разговоре со мной, когда папа вел меня в детский сад (не знаю, сколько лет мне было). Видим, как по улице бегут собачки. Я комментирую: "Наверно, они бегут в собачий детский садик... Потом пойдут в собачью школу... А потом будут ходить на собачью работу..." :)))
Annette: зимаannushkam on January 14th, 2011 08:27 pm (UTC)
Спасибо за статью!!!
Настяfidgi_a on January 15th, 2011 09:10 am (UTC)
Могу только добавить, что все это прекрасно развивает речь у детей, которые еще мало и плохо говорят.
Cherreshkacherry_and on January 15th, 2011 03:16 pm (UTC)
спасибо :) нам еще рано, но все равно очень интересно)
annu_tikannu_tik on January 16th, 2011 08:53 am (UTC)
Очень хороший пост, возьму себе на вооружение несколько идей. :)
o_mashkao_mashka on January 16th, 2011 11:38 am (UTC)
Отличный пост. Мой сын еще достаточно мал для большинства из этих игр, но на будущее очень пригодится. Из того, что помню из своего детства - это игра в "он-она-оно". Папа называл предмет, а я определяла его род.
a_liao_naa_liao_na on January 31st, 2011 04:24 pm (UTC)
Инночка, воздушные поцелуи тебе и деткам!
читаю с огромным удовольствием:)