?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 January 2011 @ 09:55 pm
Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников  
Продолжаем тему тайм-менеджмента для детей. Публикую статью Натальи Мажириной, взятую отсюда.

Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников. Часть 1

Организовывать своё время - для взрослых привычное занятие, хотя и не все справляются эффективно. Для деток же эта «наука» - совсем не из лёгких. Впервые это можно заметить в дошкольном возрасте, когда начинается посещение детского сада, и в начальной школе, на первых порах организации учебного процесса. Но мы в силах им помочь и подготовить успешных, организованных будущих взрослых.

Усвоение временных понятий

Обучению ориентации во времени необходимо уже уделять внимание в дошкольном возрасте. Именно это станет залогом развития в личности таких качеств, как собранность, точность, целенаправленность, организованность. А они помогут ребёнку добиваться большего в обучении и обычной жизни.

Среди задач формирования временных навыков у детей специалистами выделяются умения определять и измерять время, воспринимать длительность временных отрезков, а также изменять темп собственной деятельности в зависимости от имеющегося времени. Кроме того, ребёнок должен научиться верно обозначать время в речи. Ощущение времени поможет ему планировать, регулировать свои действия на основе временных отрезков.

Сначала детки «учатся времени» через ощущение, потом через восприятие, далее через представление. Т. Рихтерман утверждает, что к двум годам дети понимают, что некоторые события быстро происходят, а другие они ожидают. Потом, кроме настоящего времени, малыш уже начинает выделять прошлое и будущее. Далее освоение времени требует взрослого вмешательства.

В связи со спецификой мышления, очень сложно познакомить ребёнка маленького возраста с тем, что нельзя представить перед ним визуально. Время не материально, но оно «движется» необратимо. Даная ситуация ставит перед детьми вопрос, насколько оно вообще существует. Поэтому важно конкретизировать для малыша временные единицы и их отношение в повторяющейся деятельности, жизненных событиях. Это должно происходить на основе личного опыта ребёнка, в разнообразных видах деятельности, при демонстрации часовых приборов.

На первых этапах, не соотнося ощущение времени с реальным временным течением, дети накапливают знания о понятиях «сначала», «потом», «вчера», «сегодня», «завтра», информацию о сезонах года. Чаще это происходит через опыт своего проживания, поддерживаемый развитием речи и мышления. Для более активного восприятия времени, которое лишь попутно событиям, необходимо на нём акцентировать внимание деток. Помните, что это восприятие происходит с огромным трудом и крайне неустойчиво.

Части суток: «утро», «день», «вечер», «ночь» для детей могут быть различимы больше по содержанию деятельности в эти периоды. Чёткий распорядок дня помогает ребёнку в формировании этих реальных знаний. К примеру, подготовительный режим дня за 1-1,5 месяца до начала посещения садика, а после и уже само посещение даст возможность более предметно знакомить малыша со временем. Полезно для ребёнка проговаривание плана действия на день с акцентом на части суток. Эффективно показывать малышу эмоциональные, яркие картинки с разной деятельностью деток, взрослых, мульт-персонажей и с обозначением суточного отрезка. Понимание следует контролировать с помощью вопросов ребёнку о времени суток и соответствующей ему деятельности. Чем чаще вы будете повторять в речи временные отрезки, поясняя их, тем более прочную основу создадите для знаний ребёнка. Деткам постарше время суток можно связать с явлениями природы («солнышко встаёт» и т.п.). В этом освоении подкрепляют также эмоции от тематических стихов, рассказов.

По утрам можно проговаривать с детьми и дни недели, спрашивая названия дня сегодняшнего, предыдущего и следующего. Дни недели можно обозначать и как пять рабочих дней, и два выходных (объяснение через деятельность). Возможно, стоит пояснить причину их названия, например, «понедельник» - первый, а «вторник» - второй, «среда» - средний день и т.д.

Существуют и такие временные понятия, как «быстро» и «медленно». Их хорошо осваивают дети в соревнованиях, конкурсах. Важно восприятие ребёнком и понятий «до», «после», «сначала», «потом». Можно составлять с ним рассказы с использованием этих слов, а далее уже следить за его самостоятельной расстановкой понятий. Более совершенно их освоить ребёнок сможет в младшем школьном возрасте.

Месяцы и их последовательность хорошо помогает запоминать старая добрая сказка «Двенадцать месяцев» С. Маршака. После освоения понятий «неделя», «месяц», «год», нужно научить понимать их соотношение. Времена года красочно описываются в стихах, загадках для деток. Можно подобрать наиболее интересные, разобрать их с ребёнком. Считается, что усвоение времён года лучше проходит в парах: лето-зима, весна-осень. Важно показать их целостность в году, их равность, используя, к примеру, круг с расчерченными секторами соответствующих временам года цветов. Необходимым средством обучения в осознании времен года и их соотношения с природными явлениями будут правильные вопросы, стимулирующие интерес ребёнка. К примеру, «что с листьями деревьев происходит осенью?», «что меняется в жизни птичек осенью?». Считается, что к концу дошкольного возраста ребёнок должен знать о зависимости от времён года основных изменений в неживой природе, в жизни животных.

Установление знаний о днях недели, месяцах позволит ознакомить ребёнка с календарём. Будет важен его вид, например, соответствующий временам года. Можно показать ребёнку и праздники в нём. Знание календаря к 6-7 годам будет хорошей помощью в приучении ребёнка к школьному распорядку.

ЧасыЗнакомство с единицами времени (минутами, часами, сутками…) должно происходить как познание системы, в которой мера одной единицы состоит из единиц предыдущей. Важно и осознание непрерывности времени. Обычно сначала показывают длительность 1-й, 3-х, 5-ти, 10-ти минут с помощью песочных часов, секундомера. Стоит дать почувствовать это время через деятельность, предлагая задания с назначением времени. Необходимо хвалить ребёнка, если он какое-то задание успевает сделать за минуту. Для того, чтобы показать, что время может иметь разную наполненность действиями в зависимости от его управления, можно предложить ребёнку собрать за минуту то количество игрушек, которое он успеет, а потом показать сколько сможете собрать вы. Конечно, важна разница в количестве игрушек за одно и то же время. Скорее всего, эти знания не будут применены сразу ребёнком, но всё равно отложатся.

Последовательное познание минут происходит в сравнении с объемом выполняемых действий за 1 минуту и за 3 и т.д. С 5 минут можно использовать какие-то наглядные часы, показывая этот интервал по черточкам. Кстати, в продаже встречаются специальные детские часы с обозначением только минут. 10 минут, как правило, осваивается по заданиям, акцентируя внимание на прохождение черточек часов за это время, за их двойное расстояние по 5 минут.

Часы можно учить по макетам. Попросите ребёнка одну стрелку (большую) поставить на 12, а маленькую перемещать, вспоминая о действиях, которые он привык выполнять в это время. Передвижение большой стрелки по 5 минут покажет составление часа из минут. Можно считать эти передвижения по 3 интервала – это будут четверти часа. Далее также поясняют 30 минут как половину часа – полчаса. Важно часто связывать деятельность ребёнка с часами. Это поможет ему чувствовать время, чтобы им управлять.

Исследования показывают, что большинство детей 6 или 7 лет ещё не до конца осваивают временные понятия: дни недели (их последовательность), соотношение месяцев с временами года, с большинством праздничных дат и др. Но направленное, организованное обучение может улучшить эти показатели. Как уже отмечалось, большое значение будет иметь освоенный ребёнком режим дня в детсаду, а после и представление о школьном режиме на подготовительных курсах. Стимулирование, интересный, системный подход сыграют ведущую роль в освоении сложных временных понятий, в обучении «пользования временем».

Тайм-менеджмент для дошкольников и младших школьников. Часть 2

Управление временем младшими школьниками

У младших школьников продолжается формирование временных понятий. К 7-8 годам складывается некоторое внутреннее представление о текущем времени. Но ребёнок пока не идеально, не равномерно ориентируется во времени, путается в нём. Перед поступлением в школу детям могут задать вопросы на знание времен года и их последовательностей (например, по картинкам), частей суток (по обычным для детей действиям или по природным явлениям), дней недели и их последовательностей. Важно и знание соотношений временных отрезков, которое поможет ребёнку осознавать происходящие события, устанавливать между ними причинно-следственную связь.

В школе появится больше «раздражителей», основанных на временных промежутках. Это заставит ребёнка быстрее осознать и почувствовать время. Но и со стороны родителей также важна помощь в освоении малышом основ управления временем, тайм-менеджмента.


В помощь управлению временем, организации планирования родители часто покупают ребёнку настенное расписание уроков. Точно так же следует разработать расписание и внешкольных дел, возможно, с обозначением дней рождений. Оно непременно должно висеть в его комнате на видном месте. Следует приучить ребёнка каждое утро просматривать план и в течение дня планировать дела на будущее. Это позволит подготовиться ребёнку заранее к каким-то посещениям, серьёзным делам. Подготовка будет касаться не только материальной стороны, но и возможности настроиться эмоционально на будущие события.

Специалистами также предлагается использование специального календаря на неделю, в котором кроме дней недели (по горизонтали), отображены 24 часа (по вертикали, но начиная не с 0.00, а с 7.00 утра – для большего удобства). В конце, вверху по вертикали – «итого за день» (часов), а внизу подсчитывается «итого за неделю». Ребёнок отмечает цветом (закрашивая квадратики) в течение дня примерное время, потраченное попусту. Например, когда он заигрался больше выделенного на это время, или смотрел дольше телевизор. А в конце дня это время подсчитывается. Итоги подводятся и в конце недели, по результатам которых можно обратить внимание ребёнка, на что он тратит время впустую. Специалисты говорят об эффективности такого способа уже после 2-3 недель использования. Конечно, при условии работы с ребёнком над итогами. Именно на 2-й или 3-й неделе дети уже пытаются работать над своим временем. Такая работа с календарём рекомендуется для младших школьников к концу начальной школы. Календарь тоже должен быть расположен на видном месте для ребёнка, чтобы он не забывал отмечать.

Встречаются ещё метод использования «хронометража», с записью в течение 1-2 дней всех дел по времени и с последующим анализом. Но слишком часто этот приём проводить не рекомендуется.

План на день – очень важный элемент, которому родителям стоит научить ребёнка. Дети не умеют изначально планировать, а «подгоняют», придумывают деятельность под освободившееся время. Часто более склонны к планированию дети, посещающие кружки, секции. Но это умение важно для всех. Поэтому в план включаем любую деятельность, например, и помощь в домашних делах. Обязательно в плане указывается время деятельности. Следует научить особо выделять наиболее важные дела. Напротив каждой деятельности должна ставиться отметка о выполнении. План тоже должен подвергаться совместному анализу и коррекционным решениям. Планирование позволит не только быть ребёнку более организованным, ответственным, но и выполнять даже самые нелюбимые дела.

Расписание уроковУправление временем имеет решающее значение при подготовке домашнего задания ребёнком. Следует научить малыша сложные задания сначала разбивать на более мелкие пункты, планировать последовательность выполнения заданий по разным предметам. Стоит показать ребёнку ранжирование заданий по сложности, по требуемому вниманию. Нужно объяснить малышу, что лучше сделать эффективно и быстро, чем нехотя «мучиться» до вечера, тратя время, которое он мог бы использовать по-другому. Некоторые советуют для планирования времени на домашнее задание обратить внимание на принадлежность ребёнка к «совам» или «жаворонкам». На этой основе можно подсказать ребёнку, когда его работа будет наиболее эффективной.

Предлагается разработать с ребёнком и общую небольшую памятку с пунктами, которые напомнят подумать о планировании на следующий день своих школьных, внеклассных мероприятий, отдыха, помощи родителям, об анализе выполнения плана (поставить отметки о выполнении, проанализировать).

Во время отдыха также можно приучать ребёнка к осознанию течения времени. Среди интересных родительских изобретений есть «билеты» на просмотр телевизора или игру на компьютере. В качестве поощрения родители в течения дня выдают детям «билеты»-карточки с указанием количества «заслуженных» минут на данные развлечения. Например, на 10, 20, 30 минут. Их использование можно разрешить либо в определенные часы, либо предоставить ребёнку свободу выбора. Конечно, важно соблюдение регламента билета по длительности. При этом дети могут накапливать их для полноценного просмотра фильма или более длительной игры. Это даёт возможность ребёнку гордиться своей «властью» над распоряжением временем. Использованные билеты ребёнок может складывать в яркую коробочку, из которой родители будут доставать их для следующего использования.

On-Task On-Time for Kids
В обучении управлению временем можно применять и работу с текстом или устным рассказом, сказкой. Родители могут составить рассказ, в котором время в течение дня героем было потрачено зря. После представления материала ребёнку, нужно обсудить ошибки героя и предложить составить малышу более правильный план этого дня. Такие же рассказы может потом ребёнок составить самостоятельно: сначала с неэффективным использованием времени, а потом с изменениями, исправлением героем своего дня. Эти рассказы ребёнок может составлять в течение недели, а на выходных презентовать всей семье. Не стоит забывать и об инсценизации таких рассказов, помогая ребёнку, привлекая его друзей, братьев, сестёр, использование игрушек. Следует обязательно обсуждать с ребёнком все эти представленные рассказы, сказки, сценки, подводя его к верным выводам, к пользе их для его реальной жизни.

Родители могут придумать различные свои способы обучения времени. Например, М. Кадокура изобрела специальную систему-прибор On-Task On-Time for Kids. Это подставка, оснащенная диском, с временным разграничением, со стикерами-заданиями и другими элементами. Теперь многие другие родители пользуются этим изобретением.

Эффективное управление временем позволит ребёнку чувствовать себя более уверенно в настоящем и будущем. Управление временем выгодно для физического, эмоционального, психического комфорта ребёнка.

Среди книг данной тематики можно использовать: 

1.    Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»

2.    Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология" (Гл. X. Мышление, Раздел: Формирование понятий)

3.    Играйка-11. Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Пособие, 2010 

4.    Г. Рогинская «Книжка-часы: Минутка», 2007

5.    «Куда бегут стрелки. Мои первые часы», 2008 

6.    Е. Карганова «Твои первые часы. Который час?» 

7.    Время: Книжка с наклейками, 2007 и др. 

Источниками знаний по формированию управления временем у детей могут быть статьи на эту тему в ежемесячном научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание». К примеру, можно прочесть об этом в его изданных ранее статьях:

1.    Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени. – Дошкольное воспитание, 2009, №1.

2.    Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста. – Дошкольное воспитание, 2002. №2.

3.    Кононенко И. Знакомство детей со временем. – Дошкольное воспитание, 2001, №7 и др.

Можно поискать специально разработанные для знакомства со временем рабочие тетради, например:

1.    Солнечные ступеньки. Знакомство со временем. Для детей 3-5 лет. – Кировоградская областная типография, 2008.

2.    Готовимся к школе: Учимся определять время, 2006 и др.


Наталья Мажирина
Центр "Азбука для родителей"

uspevai_s_detmi