?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 November 2010 @ 10:31 pm
Расстановка приоритетов  
Гермиона : Нас могут убить! Или еще хуже – выгнать из школы.
Рон : Ребята, вам следует пересмотреть приоритеты
(из фильма «Гарри Поттер и Философский Камень»)   
    
 
Сегодня поговорим о такой важной теме, как расстановка приоритетов в массе дел. Без этого, как говорится, никуда.
 
Была такая школьная задача по информатике. Даны десять отрезков разной длины. Для каждой пары из этого набора известно, какой из двух отрезков длиннее. Требуется составить алгоритм, упорядочивающий все отрезки «по росту». «Мораль» задачи такова: сложно «с ходу» расставить приоритеты в груде дел, но для каждой отдельной взятой пары дел наверняка можно довольно быстро определиться, что важнее.
 
Это может прозвучать банально, но все свои дела имеет смысл записывать: на бумаге или в компьютере. Даже если Вам кажется, что Вы прекрасно ориентируетесь во всех своих задачах, в голове при этом все равно возникает «каша», как при попытке с ходу упорядочить 10 отрезков. А ведь даже покупки в магазине удобнее и эффективнее делать со списком в руках! 
 
Сама процедура записи подспудно является механизмом приоритезации – главные вещи, как правило, «лежат на поверхности», и первыми попадают в список. В этом смысле компьютерная запись удобнее, так как позволяет легко «двигать строки» в Вашем списке задач. Сравнивая задачи попарно (как в примере с отрезками), довольно легко определить какая из них важнее, и двигать в списке более приоритетную задачу вверх.
 
Так как нам часто придется оперировать близкими терминами, заранее договоримся, что делом или задачей мы будем называть конкретную краткосрочную или среднесрочную деятельность с прогнозируемым результатом (написать отчет, провести отпуск, прочесть книгу). Целями будем называть более стратегические понятия, имеющие долгосрочный, или вовсе бессрочный характер (воспитать ребенка, быть полезным обществу, добиться признания на определенном поприще).
 
Под приоритезацией (или расстановкой приоритетов) будем называть расстановку существующих дел в соответствии с той или иной системой ценностей, например, по «важности».
Классическая теория тайм-менеджмента гласит, что расстановка приоритетов невозможна без наличия цели. Как говорил Чеширский Кот из «Алисы в Стране Чудес», если тебе все равно куда попасть, то тебе все равно, куда идти. Напротив, наличие цели дает человеку относительно простой инструмент «измерения важности» - более важным является то дело, которое непосредственно ведет Вас к намеченной цели.
 
***
 
Так как целей также может быть много, то следует поднять вопрос более высокого порядка, а именно о расстановке приоритетов среди целей. Действительно, довольно затруднительно сформулировать для себя такую сверхцель, чтобы остальные цели можно было ранжировать относительно нее. Дополнительную трудность вносит тот факт, что зачастую цели человека лежат в разных областях жизни – здесь и карьера, и личная жизнь, и творческая реализация, и социальное общение, и хобби, и просто Мечта (эти различные области можно, например, соотнести ролям, которые мы играем в жизни: роль сотрудника, члена семьи, друга и т.д.).
 
Некоторые цели довольно сложно совмещать, например, желание вести свободную жизнь художника и одновременно добиваться быстрого карьерного роста в деловой сфере.
 
Разумеется, наличие «параллельных» целей вполне допустимо. Можно «делать карьеру» и воспитывать ребенка. Проблема возникает тогда, когда целей слишком много, и они пересекаются во времени. В этом случае пригодится тот же прием – записать все существующее цели в список, и, сравнивая их попарно, определить пункты, вступающие в конфликт друг с другом. Дальше наступает самое сложное. От некоторых целей, возможно, придется отказаться, или, что звучит менее драматично, перевести их в разряд Мечты. Ведь попытка «разорваться» между несколькими потенциальными жизнями приведет к тому, что ту единственную жизнь, которая у нас есть, мы проживем вполсилы. Не лучше ли сосредоточиться на том, что даст реальный результат? Необходимость «вычеркивания» целей или дел имеет интересное свойство – по-настоящему приоритетную цель или задачу вычеркнуть буквально «рука не поднимается». Что-то мешает. Если это так, стоит задуматься, не пропустили ли Вы какую-либо цель, «отвечающую» за эту задачу, или, возможно, Вы легче расстанетесь с другой целью, нежели с этой, более ценной. Тем самым Вы опять запускаете внутри себя механизм приоритезации целей.
 
Результатом «упражнения» по согласованию целей является зафиксированный (на бумаге, в компьютере) конечный набор реалистичных, или, по крайней мере, не противоречащих другу, целей. Этот список может изменяться с течением времени, но ядро его, скорее всего, останется неизменным. В сумме эти цели, в каком-то смысле, являются Миссией, или Декларацией Цели человека, как ее трактует, например, Стивен Кови в его классическом произведении «Семь навыков высокоэффективных людей». Это компас Вашей жизни, помогающий приоритезировать повседневные дела.
 
***
 
Типичным источником проблем в семье или на работе является несовпадение приоритетов: приоритетов мужа и жены, или сотрудника с приоритетами его руководителя. Что можно противопоставить несовпадению приоритетов? Возможность их открытого обсуждения!
 
Попробуйте такое упражнение – получив неупорядоченный список дел/целей вашей «половины», попытаться расставить в нем приоритеты, и затем сравнить результат с «правильными ответами». Обнаружив «разницу потенциалов», вы можете конструктивно обсудить ее причины - естественно, при достаточном уровне доверия. В идеале основные приоритеты членов семьи (или, в случае работы, сотрудников и всей компании), должны совпадать. Результатом такого обсуждения может явиться «сдвиг приоритетов» одной или сразу обеих сторон. Форма «выравнивания» приоритетов может быть самой разной – проявляйте творческий подход в зависимости от ситуации, и Вы не разочаруете важных для Вас людей. Позже мы поговорим на тему «миссии семьи»
 
***
 
Подводя итоги:
 
- Сформулируйте в письменном виде свои цели в различных аспектах Вашей жизни, и сделайте набор этих целей по возможности реалистичным.
- В повседневной жизни, фиксируйте списки своих дел, и приоритезируйте их любым удобным Вам способом, ориентируясь на Ваши цели.
- Не пытайтесь сделать все. Сделайте главное хотя бы из «верхней половины» списка.
- «Выравнивайте» Ваши приоритеты с людьми, важными для Вас. 
  

 
(с) Дмитрий Витер, dmitrythewind 
 
Подготовлено на основе моей статьи «О расстановке приоритетов» на сайте Глеба Архангельского improvement.ru



 
 
( 6 comments — Leave a comment )
sau_ on November 7th, 2010 07:56 pm (UTC)
конец статьи грустный, ИМХО
Дмитрий Витерdmitrythewind on November 7th, 2010 08:11 pm (UTC)
По просьбам трудящихся депрессивный конец изымаем :-)) Да здравствует позитив! :)
miel_mielmiel_miel on November 7th, 2010 08:59 pm (UTC)
Только в эпиграфе имена местами надо поменять:)
Дмитрий Витерdmitrythewind on November 7th, 2010 09:40 pm (UTC)
Вы ГП помните лучше меня :) Уже 7-я часть скоро выходит, а то первая! :)
shining_lotosshining_lotos on March 13th, 2011 10:14 am (UTC)
Спасибо большое!
Дмитрий Витерdmitrythewind on March 13th, 2011 10:33 am (UTC)
Пожалуйста! :)