?

Log in

 
 
22 January 2015 @ 08:51 pm
5 день. Подведение итогов тематической недели по чтению.  
Дорогие участники тематической недели! Спасибо вам всем большое за заполненные анкеты и оставленные вопросы. Всего участвовало 52 человека. Радует, что были не только мамы, а еще и папы! Спасибо, что вы заботитесь о своих детях и переживаете за их уровень чтения. Было задано много вопросов. Среди них есть очень серьезные, на которые отвечу вам в письмах. А сейчас хочу обобщить часто повторяющиеся. Если все равно будет что-то непонятно или вам очень важно разобраться лично в вашей ситуации, пишите мне на ninania898@rambler.ru .

Итак, часто задаваемые вопросы:
1. Пересказ. Как учить ребенка пересказывать.
Есть несколько вариантов как это делать. Все зависит от возраста ребенка и его умения работать с информацией.
1.Для старших детей. Чтение абзацев, нахождение ключевых слов, формулировка главной мысли абзаца.
2.Для маленьких детей, которые плохо читают. Ребенок читает текст, взрослый задает вопросы по абзацам в точной последовательности. Затем, постепенно, вопросы задает в разном порядке. Дальше в тренировках ребенок учится пересказывать сам. Текст не нужно забирать, пусть ищет ответы в нем. Дети, которые плохо читают, даже с текстом едва отвечают на вопросы. Следующая стадия, когда ребенок начинает пересказывать сам с небольшими подсказками взрослого и без подсматривания в текст. Также попробуйте обращать внимание на суть текста. Как сделать обучение интересным?

2. Путает буквы, невнимательное чтение, много ошибок в словах, долго думает, чтобы прочитать, запинается.
Эта проблема возникает из-за того, что когда учили ребенка читать в дошкольном возрасте, стадию запоминания, распознавания букв и соединения в слоги прошли не очень качественно. Часто это происходит в силу того, что когда ждут результата в чтении, не учитывают базовую подготовку ребенка – как у него развиты внимание, память, восприятие, какая у него скорость мыслительных операций, как работает логическое и пространственное мышление. В силу этого ребенку очень тяжело усваивать то, что от него требуют. Поэтому чтобы решать проблемы с чтением у таких детей, в первую очередь, необходимо подтянуть базовую подготовку. Для этого вам нужно в день по 30-40 минут делать задания (можно воспользоваться архивами книг, если мало, напишите мне, дам ссылки еще). Начиная усиливать память, внимание, восприятие, моторику, вы помогаете снизить стресс перед чтением, возникший из-за того, что у ребенка не хватает ресурсов, чтобы зачитать лучше. Так же нужно учитывать, что если у ребенка сильное отторжение к чтению, то снизьте нагрузку. Если вы давали читать сказки, вернитесь к книгам более простым, где нужно читать слова, предложения. По мере того, как наработаете и закрепите новые навыки, будете увеличивать нагрузку по чтению.

3. Чтение слогами, не может перейти на пословное. Долго читал слогами, сейчас словами, но нет желания читать. Не хочет читать самостоятельно, миллион отговорок. Чтение как наказание, отвращение.
Это очень частая ситуация среди моих учеников. Кто читает годами, кто-то месяцами. Но она решаема. Вам помогут таблицы звуков, слогов, слов. Начинайте с таблиц А5 формата https://yadi.sk/d/DZ5ghesYe48gf и переходите на А4 https://yadi.sk/d/FOddzF7De48dW . Если нет желания, это значит, что ребенок защищается, потому что ему тяжело, не хватает ресурсов, чтобы идентифицировать буквы, слоги, слова. Делайте задания на развитие памяти, внимания, восприятия, усиливайте моторику, улучшайте пересказ. Если ребенок совсем плохо читает и не может прочитать абзац самостоятельно, в этом случае чтобы формировать пересказ, вслух читают родители по абзацам и обсуждают с ребенком прочитанное.

4. Научить читать быстрее про себя и научить запоминать текст.
Чтобы на любом этапе изменить ситуацию с чтением, необходимо усилить базу, на которой держится процесс чтения – это память, внимание, восприятие, мышление. Давая задания на развитие этих способностей, вы автоматически повышаете способность быстрее распознавать слова. Здесь вам понадобятся таблицы А4 https://yadi.sk/d/FOddzF7De48dW , чтение «Волной». Послушайте внимательно третий вебинар, там дается четкая инструкция как помогать таким детям https://yadi.sk/i/-pAl3alBdxGGt – 1 часть
https://yadi.sk/i/ybknVKUvdxGPf - 2 часть.

5. Отсутствие интереса.
Каждый второй ученик не хочет читать из-за интереса. Эта проблема возникает не только из-за того, что развиваются компьютерные игрушки и внимание детей находится большей частью там. Также это происходит и потому, что школьная программа детям с каждым годом все сложнее дается и теряется интерес в целом ко всему, что связано с обучением и чтением.
Интерес можно прививать благодаря тому, что нравится вашим детям. У каждого ребенка есть что-то свое любимое, о чем ему всегда интересно говорить, спрашивать, во что он любит играть. Например, футбол. Можно найти историю возникновения футбола, биографии кумиров и т.д.
Иногда родители хотят, чтобы дети читали те книги, которые когда-то сами читали в своем детстве. Но нужно понимать, что дети имеют свое восприятие и мнение, поэтому нужно узнать их отношение к этим книгам.
Еще одной из причин безразличия к чтению является плохо развитые когнитивные навыки – память, внимание, восприятие, мышление. Развивайте их, давайте задания и вы увидите как поменяется ситуация.
У меня учится много подростков, которым чтение не нравится. Но все они меняют свое отношение, когда видят, что это не так тяжело, как казалось раньше.
Поэтому интерес к чтению нужно решать сразу в нескольких направлениях.

6. Небольшой словарный запас.
Эта проблема не позволяет иметь хороший пересказ, ребенок затрудняется выражать свои мысли. Как увеличивать словарный запас? Играть в слова, придумывать всевозможные варианты, использовать задания из книг, связанные с составлением слов, использовать орфографический словарь, чтобы написать как можно больше слов на заданную букву. Рассуждать с ребенком, задавать ему интересные вопросы, учить его размышлять, говорить, пересказывать.

7. Обучение чтению в 5-6 лет – нет желания, нет интереса, лень, трудно.
Нужно учитывать, что не все дети в 5-6 лет обладают супер развитой памятью, концентрацией внимания, скоростью восприятия, великолепной моторикой. Поэтому отсюда и возникают все проблемы и протест. Занимайтесь развитием этих способностей, и детям станет легче учиться читать. Выбирайте для них задания разного уровня сложности – полегче и посложнее, чтобы они чувствовали как у них получается. Это чувство успеха обязательно победит их страх, нежелание и лень!
Не давите и не требуйте быстрого результата. К 1 классу ребенок должен читать 30 слов. У вас еще 1-2 года впереди. Если заниматься упражнениями, то вы спокойно дойдете до этой скорости.
В этом возрасте детей нельзя учить читать по схеме начальной школы. Это время игры. Поэтому нужно играть в чтение, в решение интересных заданий. Обязательно развивайте моторику и прописями, и обводилками, штриховкой, пазлами, оригами и т.д., то что понравится именно вашему ребенку. Верьте в своих детей и они обязательно справятся!!!!

8. Самостоятельное чтение книг в 5 лет: рано или нет?
Многие родители, следуя моде, отдают своих детей в учебные центры в 3 года, чтобы учиться читать. Но не у всех детей к этому времени сформированы все когнитивные навыки, необходимые для освоения чтения. В итоге, часто это заканчивается плачевно. У меня много было таких учеников.
Нужно учитывать, что зрительный анализатор, нейронные связи в мозге до 5 лет созревают и формируются гораздо медленнее, чем в 5 лет. Но если сравнить, что происходит в 7 лет, то разница будет колоссальная. То что раньше создавалось в мозге месяцами, после 7 лет формируется за недели и дни.
Поэтому многие боятся опоздать и пытаются обучать детей чтению слишком рано, не учитывая их особенности, уровень подготовки к этому процессу. Лучше развивайте их физически.
Конечно, есть дети, которые и в 3 года читают, как большинство в 7. Но это редко и все очень индивидуально.

9. Убедить заниматься постоянно. Тренировки каждый день.
Для некоторых родителей заниматься с детьми – огромная проблема. У кого-то не хватает терпения, у кого-то знаний. Здесь нужно понимать, что нельзя перекладывать ответственность за обучение на воспитателей и учителей. Редко кто из них выполняет свою работу качественно. Большинство просто отсиживают часы на работе. В результате все машут руками, показывая друг на друга, а ребенок в 5 классе так и читает 30 слов, как один из моих учеников. Поэтому помните, что лучше родители, никто за вас не решит эту проблему. Не хватает знаний – ищите, не хватает сил и терпения – помните, что это ВАШ ребенок, а не чужой! И все, что вы сможете в него вложить, потом сторицей вернется, когда он вырастет, отразится на его судьбе и жизни в целом.
Насчет тренировок скажу, что если не получается каждый день, хотя бы делайте это через день. Но занимайтесь. Ребенок не может сам себя учить, ему нужна помощь взрослого!

10. Хороший пересказ, чтение каждый день, а стоим на месте.
Изучите внимательно ваши тренировки с учетом рекомендаций вебинаров и посмотрите в моей книге http://niania.justclick.ru/aff/free/19179/2607/. Усиливая память, внимание, восприятие, развивая мышление, моторику, вы даете хорошую базу для улучшения чтения. Также понаблюдайте за ребенком, устает ли он от ваших занятий, нет ли перегрузки. Это тоже сильно влияет на результативность. Может вы читаете большое количество страниц за раз и ребенок устает, выматывается, а в итоге результата нет.
У меня был такой пример с одним первоклассником. Читали с мамой по 10 страниц в день. В итоге желание читать с каждым днем пропадало все сильней. Мы начали с 40-50 слов, а на 12-м уроке заканчивали на скорости вслух 90, а про себя он вышел за 400 слов с хорошим пересказом.

11. Увеличить скорость чтения.
Скорость можно увеличивать таблицами слогов и слов:
таблицы А5 формата – https://yadi.sk/d/DZ5ghesYe48gf
таблицы А4 формата - https://yadi.sk/d/FOddzF7De48dW . Если ребенок читает уже за 80 слов, то тогда работайте с таблицей слов. А4 формат он должен научиться читать за 50 секунд. Когда отработаете мою таблицу, берите таблицы из книги Зотова, в архиве она есть https://yadi.sk/d/PmTia4jjaxKio.
Так же обратите внимание на задания, развивающие память, внимание, восприятие, мышление, моторику, оттачивайте пересказ.
Тема увеличения скорости раскрыта в вебинаре для детей, читающих за 120 слов https://yadi.sk/i/-pAl3alBdxGGt – 1 часть,
https://yadi.sk/i/ybknVKUvdxGPf - 2 часть. Можно посмотреть в моей книге http://niania.justclick.ru/aff/free/19179/2607/ .

12. Новые методики не по слогам.
Методик, обучающих чтению, сегодня такое множество, что родители теряются как лучше детей учить читать. Кто-то занимается по Зайцеву, кто-то по Доману, кто-то исследует другие. Нужно учитывать особенности вашего ребенка, чтобы подобрать оптимальный вариант обучения чтению. Но по опыту скажу, что неважно по какой методике учили ребенка читать, рано или поздно он все равно встает перед вопросом – как читать целыми словами, как запоминать прочитанное, как улучшать технику чтения. http://дасевич.рф/avtorskie_metodiki/ - посмотрите здесь, может вам понравится.

13. Только почти в 6 лет появился интерес, боюсь спугнуть и перегнуть палку, не понимаю, как перейти к чтению слов. Скорость чтения в 6 лет.
Это значит, что к 6 годам сформировались нужные навыки для чтения в том качестве, которое позволяет читать с интересом. Развивайте память, внимание, восприятие, мышление, моторику. Все это напрямую связано с чтением. Интересные задания будут помогать нарабатывать и усилить новые навыки. А читайте столько, сколько получается. Постепенно ребенок будет сам с удовольствием читать. Был у меня один дошкольник 6 лет. Когда мы начинали заниматься, он читал с неохотой и иногда, а к 10 уроку читал уже целые книжки своей сестре вслух.
Какая должна быть скорость в 6 лет. Есть норматив, что в 1 классе дети должны читать 30 слов. У меня есть примеры учеников, которые читают в 6 лет и 90, и 120 слов. Все зависит исключительно только от вашего ребенка, его уровня способностей. При этом не нужно думать, что если он не может так читать, значит он отсталый. Нет. По нормативам во многих школах дети в 4 классе должны читать 120 слов.
Вообще не нужно требовать нормативы по чтению до 7 лет. Потому что после 7 лет ситуация резко поменяется, в силу усиленного развития зрительного анализатора.

14. Быстро устает, пытается читать быстро, не удается пересказать.
Ребенок быстро устает тогда, когда не хватает ресурсов для освоения навыков чтения. Это значит, что вам нужно особое внимание уделить развитию его памяти, внимания, восприятия, скорости реакции, мышления, моторики. А потом уже давать нагрузки по чтению. Будьте внимательны к вашим детям, не требуйте больше, чем они могут за раз.

15. Невнимательное чтение ведет к проблемам с математикой и другими предметами.
Часто родители жалуются, что когда ребенок пошел в школу, у него стали ярко проявляться проблемы с вниманием и запоминанием. На самом деле эти проблемы были и до школы, просто в дошкольном возрасте не было нагрузки, которая бы выявила эту проблему. Поэтому таким детям, чтобы изменить ситуацию не только с чтением, а и всеми школьными предметами, необходимо тренировать память, концентрацию внимания, восприятие, мышление. Обратите внимание на моторику и используйте всевозможные прописи, обводилки, штриховки, также другие способы – оригами, изонить, пазлы и тд. Все это в комплексе поможет быстрее решить проблемы и начать лучше читать и понимать прочитанное.

16. Плохо понимает, что читает. Проговаривание шепотом при чтении про себя – ярко выраженная артикуляция.
Когда ребенок начал учиться читать и не смог качественно пройти этап соединения букв в слоги, а слоги в слова, он застревает на такой позиции, когда читает как бы про себя, но шепотом вслух, потому что если будет читать молча, то совершенно ничего не поймет. Таким детям не нужно читать про себя до тех пор, пока они не поднимут скорость чтения вслух до 100 слов. Они точно так же нуждаются в усилении способностей памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики. В итоге это поможет скорее начать понимать прочитанное.
Также нужно на данный момент читать абзацами и пересказывать. Читайте вслух и обсуждайте прочитанное, улучшайте пересказ.
У меня есть примеры взрослых, которые много лет, читая как бы про себя, читают шепотом. Это называется выраженная артикуляция. То есть у человека сильно развит слуховой анализатор и слабо зрительный. Поэтому занимаясь развитием памяти, обратите внимание на работу со зрительным анализатором.Это запоминать картинки, предметы, слова, нарисованные в книге или на карточках.

17. Как сделать обучение интересным?
Используйте задания на развитие памяти, внимания, восприятия и т.д. Это лабиринты, кроссворды, разные заданиями со словами, буквами и множество других. Есть очень интересные книги на эту тему и дети всегда с удовольствием их делают. Если вы не будете требовать результат в чтении, независимо от возраста и класса ребенка, а системно развивать его способности, то со временем увидите, что ребенок стал легче читать, у него появился интерес, пропал страх и нежелание.
Так же обращайте внимание на длительность занятий. Не нужно перегружать ребенка, особенно в учебный год и требовать заниматься по полтора часа каждый день + домашние задания по школе. Варьируйте, один день – больше занимаетесь, другой – меньше нагрузка. Используйте разную сложность заданий. Не бойтесь брать книги для дошкольников и давать задания детям начальной школы. Они будут делать их быстро, зато будет формироваться чувство успеха и радости, что получается! Если постоянно давать только трудные задания, ребенок начнет сопротивляться и противостоять вашим занятиям.
На выходных можно заниматься по полтора часа, сменяя задания на чтение, создавая что-то руками (оригами, пазлы и др.). Следите, чтобы ребенок не перегружался и не сильно уставал. Давайте посильную нагрузку + чуть-чуть с каждым разом больше. Через пару месяцев ситуация изменится в корне.

Самое главное, не нужно торопиться в обучении, пытаясь получить как можно скорее результат. Дети все абсолютно разные и ритмы обучения у каждого свои. Учитывайте способности вашего ребенка, его уровень подготовки, развитие памяти, внимания, восприятия, скорость мыслительных операций. Давайте задания и сложные, и легкие, чтобы увеличивать успешность вашего обучения. Верьте в своих детей и все обязательно получится!

И, напоследок, наши активные участники:
1. Мягченко Егор.
2. Тарасов Иван.
3. Чекалина Татьяна.
4. Марюнина Оля.
5. Егорова Варя.
6. Ланге Катя.

Все желающие, могут записаться ко мне на консультацию по скайпу ninania898 или задавать важные для Вас вопросы ninania898@rambler.ru . Обращайтесь. Рада буду помочь!

А также все участники тематической недели могут получить мою книгу «Как эффективно заниматься с ребенком чтением» http://niania.justclick.ru/aff/free/19179/2607/ и стать участниками нашей группы по чтению для детей https://vk.com/kashestvo_chtenie_deti
Удачи вам и всего самого доброго!!! Была рада общению с вами! До скорой встречи!

free-homeschooling-programs-1024x682
 
 
( 5 comments — Leave a comment )
sveto_checksveto_check on January 22nd, 2015 08:42 pm (UTC)
Спасибо большущее, очень позновательно, буду применять на практике
nina_nia on January 22nd, 2015 10:46 pm (UTC)
Здравствуйте, sveto_check! Очень рада, что материалы Вам понравились.
Удачи Вам в тренировках!
nina_nia on February 3rd, 2015 07:59 am (UTC)
Здравствуйте, sveto_check! Очень рада, что Вам пригодились материалы! Удачи Вам в тренировках!
john_dearjohn_dire on February 2nd, 2015 10:35 am (UTC)
Спасибо за материалы. Буду пытаться следовать вашим советам, так как на данный момент ребенок не плохо читает, но нет никакого интереса. к заданиям в интересных книжках тоже нет интереса :( Но будем пытаться
nina_nia on February 3rd, 2015 08:03 am (UTC)
Здравствуйте,john_dire! Одной из причин, почему нет интереса и к заданиям - это требования родителей к ребенку, которые могут быть даже не высказаны, но ребенок реагирует. Можно попробовать настроиться просто на игру в задания и в чтение, не ожидая результата в самое ближайшее время. Это снимает напряжение и открывает новые ресурсы в познании.
Если будут вопросы, пишите на ninania898@rambler.ru
Удачи Вам!